Современный Афонский Патерик. : Портал православной молодёжи Молдовы

 

Romana

Русский

Духовные поучения, Жития Святых

Полезное


Рубрики:

Современный Афонский Патерик.

26 января, 2008 Рубрика: Духовные поучения, Жития Святых

Предлагаем вашему вниманию выдержки из Современного Афонского Патерика. Его составил монах Макарий из афонского монастыря Симонопетра и перевел с греческого на английский иеромонах того же монастыря, о. Александр (Голицын). О. Александр выпустил книгу о жизни монахов Святой Горы в настоящие дни и включил в нее, вместе с переводами статей других авторов, этот Патерик. По-русски данный текст публикуется впервые.

Собранные здесь отдельные истории и изречения, по большей части до данного момента никогда не публиковавшиеся, – это только несколько жемчужин из неистощимой сокровищницы, умножающейся каждый день. Они были рассказаны нам их непосредственными участниками или свидетелями, чья искренность не подлежит сомнению вледствие бесспорного духовного авторитета этих людей.

Все, кто когда-либо сталкивался с текстами раннехристианского монашества, почувствуют, что им почему-то уже знакомо написанное ниже . Это связано с тем, что описываемые жизненные ситуации в точности воспроизводят слова и деяния, к примеру, святого Арсения, аввы Моисея или Сисоя. Жития современных старцев и их изобильные дары Святого Духа – это такое же завораживающее чудо, как и житие св. Антония авторства св. Афанасия. Возможно, даже больше, чем дарами прозорливости и видения Божественной Славы, читатель будет поражен смирением этих отцов, их неперестающей любовью и абсолютным доверием Господу Иисусу Христу – что, опять же, вторит житиям святых отцов.(…) Этот мир не нам принадлежит, но Господу, и так сильно Он возлюбил его, что отдал Сына Своего ради его спасения и вдохнул в мир Святого Своего Духа. В этих житиях содержится свидетельство о том же Дыхании, которое было жизнью для всех поколений святых.

Паломники, приезжающие на Афон, во время обязательной для всех паломников поездки в столицу Святой Горы, Карейскую Лавру встречают на своем пути необычный дорожный знак. На вид он такой же, как все дорожные знаки, разница лишь в надписи: «Осторожно! Тут происходят чудеса!» Может, его поставили с целью позабавить? Наверное. Но шутка ли это? Нет, не шутка. Читающий получает предупреждение. Иеромонах Александр (Голицын)

Отец Аввакум Великолаврский (+ 1979)

Со дня пострига до своей кончины о.Аввакум никогда не носил обуви, делая исключение лишь в день монастырского престольного праздника (св. Афанасия Афонского, 5 июля).

Он по дару от Бога знал наизусть все книги Библии. Этот дар пребыл с ним до дня его кончины. Он мог, если его просили, цитировать по памяти ту или иную главу Писаний, а также толкование святых отцов на нее. Особенно он любил книгу Премудрости Соломона. Когда в небе над ним пролетал самолет, он всегда бежал и прятался. Однажды его спросили:

— Зачем ты прячешься, отче? Тебе страшно?

— Нет, любовь моя. Я просто хотел помолиться по четкам, чтобы самолет не разбился, и все пассажиры благополучно долетели.

Отец N-

Однажды молодой монах спросил отца N-, которому в тот момент было 86 лет:

— Старец, сколько часов следует монаху спать?

— Слушай, дорогой брат. Св. Феодор Студит и св. Симеон Новый Богослов говорят, что общежительному монаху [т.е. монаху, живущему в монастыре, а не отшельнику] должно хватать четырех или пяти часов в день. Но авва Арсений в книге «Изречения святых отцов» пишет, что хватает и одного часа, если монах действительно воин духа. А св. Акакий Кавсокаливский [афонский отшельник 18 века] говорил, что полчаса вполне хватает хорошему монаху. Что касается меня, то полчаса все-таки трудновато, но раз святой так сказал, мы обязаны пытаться…

— А сколько времени ты отводишь на отдых?

— Ох, милый брат. Неужто тебе правда обязательно знать?

— Ответь ради моего назидания, прошу во имя Христовой любви.

— Так и быть, отвечу. Мне хватает от сорока пяти минут до часа.

— И тебе этого хватает?

— О! Это же так много!

— А ты спишь один раз в сутки или урывками?

— Урывками, конечно урывками. Вздремну минут на 15, потом, спустя время, еще 15 минут посплю…

— А как ты проводишь это время?

— У меня двусторонняя грыжа, и теперь, увы, спать стоя я уже не могу. Поэтому я сижу и прочитываю Псалтирь и Евангелие, а в оставшееся время читаю Иисусову молитву.

— Псалтирь и Евангелие целиком?

— Конечно, полностью, полностью.

— И так каждый день?

— Каждый день, каждый день. Только, увы, стоя читать уже не могу. Ничего не поделаешь! Вот что с нами делают годы!

Отец B- Великолаврский

В июне 1983 отца В- послали на остров Скирос для проверки тамошних монастырских владений. Сразу же по прибытии в деревню он был окружен местными жителями: они просили, чтобы он помог им вступиться за Истину в борьбе с проповедником из секты евангелистов, который страшно возмущал их своими нападками на церковные догматы о почитании святых и Богородицы, используя при этом многочисленные цитаты из Библии в поддержку своего мнения. Простой и почти безграмотный, бедный монах был крайне смущен. Он ненадолго задумался. Затем, вспомнив, о чем он часто читал в житиях святых, он бросил своему сопернику вызов: «Разожжем на деревенской площади большой костер, и каждый из нас войдет в него. Господь откроет, кто из нас говорит правду.» Ранним утром на следующий день деревенские жители с большим воодушевлением нарубили поленьев и уложили их в кучу на площади. Вскоре появился отец В-. Проповедника же и след простыл. Как выяснилось, он уплыл на первом же утреннем катере. Вся деревня с ликованием праздновала эту потрясающую победу Православия над суетным человеческим учением. Когда отец В- вернулся в монастырь, его спросили:

– Неужели ты и вправду готов был пойти в огонь?

Он просто на это ответил:

– Что до меня, то я не сомневаюсь в учении Церкви, и в тот момент я себе сказал: «Ты – никчемный грешник, и в этом мире никуда кроме ада не годишься. Тут гореть или там, все одно. Пойду в огонь!»

Так, благодаря своему глубокому смирению, этот простой монах заступился за веру подобно мученикам и исповедникам древности.

Отец Филарет Костамонитский (+1965)

(…) Как-то раз, увидев о. Филарета, сидящего на стуле после вечерни, один монах сказал ему:

— Благослови, Старче! Почему ты так мрачен?

— За весь день ни одного искушения, чадо мое! Бог меня оставил!

О. Филарет имел привычку днем совершать прогулку до соседнего скита во имя Святой Троицы, чтобы зажигать там лампады. От весны до осени его всегда сопровождала пара ласточек, привязавшихся к нему. Однажды, когда он сидел около скита и молился Иисусовой молитвой, он незаметно для себя заснул. Проснулся он внезапно от того, что одна из ласточек клевала его своим острым клювом. Раскрыв глаза, он увидел, что на его грудь по ноге всползла гадюка. Так Господь уберег старца через его друзей, птиц.

Отец Августин Русский (+1965)

В конце своей жизни о. Августин жил отшельником в скиту, прикрепленном к монастырю св.Филофея. Он соблюдал строжайший каждодневный пост, вдохновляемый его великим стремлением к простоте. Во дни праздников, когда Церковь благословляет послабление на растительное масло, он брал перышко, слегка смачивал его в масле и чертил им крест на двух небольших хлебцах, изготовленных им из муки и воды. После этого он ставил их в духовку со словами: «Сегодня – послабление на масло!»

Некие грубые миряне, зная о его простоте, свободно приходили в его келью и, не смущаясь даже его присутствия, забирали все, что он получал от монастыря. Блаженный же не возбранял им это делать. Он лишь улыбался и не противился ни единым словом. Он имел великую любовь к человеку, и когда бы ни встречал кого-либо, – неважно, монаха или мирянина, – низко кланялся ему. «Этот человек носит благодать Святого Крещения,» – говорил он в ответ на вопрос, почему он так поступает.

Его переполняла любовь даже к животным. Постепенно прилежащую к скиту землю он превратил в дом для престарелых и болящих ослов и мулов, которые ослепли, охромели, доживали последние дни, просто были больны или бесполезны по какой-либо причине. Рабочие отворяли врата скита и впускали их в скит, не спрашивая на то разрешения. Добродушный же старец потом заботился о них с любовью. Он косил свежую траву и запасал ее на зиму для своих «учеников», как он называл животных.

Когда монастырские отцы увидели, что он ослабел, они предложили отвести его в монастырскую больницу. О. Августин на это ответил: «Я не могу бросить своих мулов». Но в конце концов он уступил.

По ночам он не пользовался керосиновой лампой. «Господь дает мне иной свет, – говорил он, – и я вижу яснее, чем днем.» В простоте своей он полагал, что все окружающие, подобно ему, могут видеть Нетварный Свет. Однажды в канун Благовещения (престольного праздника монастыря) монахи и миряне начищали монастырскую утварь. Вдруг к ним подошел о. Августин, весь сияющий и совершенно преображенный от случившегося ему божественного посещения.

– Благословите, честные отцы! – промолвил он, кланяясь в своей обыкновенной манере.

– Как здоровье, отец Августин?

– Хочу вам исповедовать помысел, а вы мне скажите, в прелести я или нет. Вся эта ночь была исполнена света. Было видно как при свете дня от Каракала до Ставроникита. Я мог разглядеть все до мельчайших подробностей. Скажите, может это было наваждение? Один из рабочих ответил, насмехаясь над старцем:

– Батюшка, это был спутник! Свалился с неба к тебе в келью и все осветил.

Удовлетворенный ответом, о. Августин поблагодарил его и удалился. Прикованный к больничной постели, он часто кричал: «Святые ангелы идут, вот они, здесь! Неужели вы не видите?» И он тряс спящих пожилых монахов, пытаясь их разбудить. Немного погодя, он опять поднимал крик: «Святые пришли! Пресвятая Богородица!» И снова всех будил. Больничар ему сурово за это выговаривал: «Прекрати так себя вести! Ты в прелести! Кто ты такой, чтобы святые тебя посещали?» Так повторялось каждый день. Когда же настал момент кончины о. Августина, лицо его трижды ослепительно просияло. Тогда больничар осознал свою ошибку и воскликнул: «Теперь я уверен, что этот был святым!»

Отец Тихон Капсалский (+1968)

О. Тихон прибыл на Святую Гору из России в 1918 г. Его великая любовь к исихии (безмолвию) и аскетической жизни привели его в суровую местность Карулии, где в то время находилось большое количество русских подвижников. Там он жил в пещере над морем в течении пятнадцати лет. Впоследствии он переселился в монастырь Капсала, недалеко от монастыря Ставроникита. (…) Когда о. Тихон служил святую литургию в часовне своего скита, он часто внезапно прекращал служение в момент Великого Входа, когда поется Херувимская Песнь. Он просил певчего монаха удалиться, и, приходя в исступление, становился чужд всему мирскому. По прошествии получаса он, осознав, что прервал литургию, снова начинал – очень медленно – свое служение. Таким образом, у него уходило от двух до трех часов на совершение всей службы. Когда его спрашивали, что случилось, он отвечал им на ломаном греческом:

– Ангел-Хранитель вознес меня… Ангел-Хранитель возвратил меня назад…

– И что ты видел?

– Ангелов, Архангелов, Херувимов, Серафимов, Престолов… Небесный хор…Тысячи… Десятки тысяч…

Отец Арефа

О. Арефа прожил всю свою жизнь в послушании у о. Саввы, переплетчика в скиту св.Харалампия в Карее, недалеко от Протатона. После многих болезней, за которыми последовал инсульт, он был полностью парализован. Он не мог даже отогнать мух, когда они садились к нему на лицо. Его язык также не двигался из-за паралича. Однако, он никогда не терял сознания полного чистосердечного послушания своему старцу. Хотя связь между учеником и старцем могла осуществляться только путем подаваемых глазами знаков, когда о. Савва хотел явить кому-либо силу таинства послушания, он хлопал в ладоши и говорил: «Ну-ка, Арефа, спой песню для Богородицы!» В тот самый миг язык ученика развязывался, и он начинал сладким голосом воспевать «Честнейшую Херувим» или «Достойно есть». Когда он заканчивал пение, его снова сковывал паралич.

Отец Х-

Один профессор спросил отца Х-:

– Как можем мы, миряне, молиться Иисусовой молитвой? У нас на это не хватает времени.

– Не говорите, что у вас нет времени, – ответил на это старец. – Здесь главное – иметь крепкое намерение. Вот, например, когда вы встаете утром: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя…», умываетесь: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя…», садитесь завтракать: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя…», садитесь в машину, чтобы ехать на работу: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя…». Есть на это время или нет? Монастырский монах как-то пожаловался отцу Х-, что не чувствует в себе никакой перемены, несмотря то, что он уже длительное время занимается деланием Иисусовой молитвы:

– Ничего не происходит, Старче, вообще ничего!

– А чего бы ты хотел? – ответил ему старец. – Передвигать горы или в единочасье сделаться вторым святым Антонием?

– Но я даже не понимаю смысла молитвы!

– Ты, быть может, и не понимаешь, но диавол, который прекрасно слышит, как ты молишься, понимает ее очень хорошо и боится. Итак, повторяй молитву и не стремись к надуманным переживаниям.

Отец Z-

Отец Z- постоянно страдал от различных болезней. Однако, он переносил их с радостью и говорил: «Я страдаю, но не прошу об исцелении. Как-то я сказал Господу: «Я прошу не о том, чтобы Ты меня исцелил, но чтобы Ты дал мне терпение. И если однажды я буду просить у Тебя здоровья, это будет для меня знаком, что дела мои плохи.» Духовный человек даже на смертном одре будет уверять, что у него все хорошо. У мирского человека, увы, совсем иная логика».

Англоязычный источник: The Living Witness of the Holy Mountain, 1999.
Перевод с английского Ольги Гольцовой

Оставить комментарий